Меню
12+

"Мой район"

12.04.2024 11:27 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Театр – лучшая школа. Для высокого искусства нет преград и расстояний

Автор: Светлан Перминова

Таня Пономарёва и Матвей Запивалов в постановке «Моя семья» Медянской школы. Фото: Людмила Михайлова

Пермский академический Театр-Театр в рамках стратегического сотрудничества с краевыми министерствами образования и культуры при поддержке Фонда губернатора Пермского края реализует проект «Театр – в школы».

Специально для проекта создано восемь камерных мобильных спектаклей по мотивам произведений школьной программы по литературе, которые можно показать на любой площадке: и на сцене ДК, и в школьном актовом зале.

Рассказать историю

Главным идеологом проекта стал художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм. Задача проекта заключается в том, чтобы школьники из отдалённых территорий Пермского края имели возможность встречи с театральным искусством, с которой может начаться большая любовь и к литературе, и к театру.

– В 2023 году НКО «Фонд поддержки Пермского академического Театра-Театра» получил грант, и с начала учебного года уже успели посетить с постановками около 30 территорий, – рассказывает руководитель проекта «Театр – в школы» Юлия Федосеева. – В репертуаре театра восемь постановок. В их основе – произведения классиков из школьной программы по литературе. Задачей режиссёра в этом случае является не только познакомить ребят с произведением, но и максимально приблизить его к современности.

Театрализация классических произведений позволит глубже понять изученные произведения, вступая в своего рода диалог с создателями театральной постановки.

– Для этого применяется такой популярный приём, как сторителлинг, или рассказывание истории. Это придаёт динамичности действию. Ведь редкое произведение классика возможно показать за час. А именно этими временными рамками, рамками школьного урока и перемены, ограничена каждая постановка, – рассказывает Юлия Сергеевна.

На помощь актёрам также приходят современные мультимедийные технологии, с помощью которых выстраивается необходимый видео- или аудиоряд. Однако решающее слово остаётся за актёрами, ведь театр в любой локации всё-таки остаётся театром.

– В составе труппы есть актёры, номинированные на премию «Золотая Маска», что говорит о высоком профессионализме артистов, – подчёркивает руководитель проекта.

По «Пушкинской карте»

Целевая зрительская аудитория проекта – школьники, держатели «Пушкинской карты», которая является дополнительным стимулом для приобщения их к искусству.

С 2021 года в рамках национального проекта «Культура» реализуется проект «Пушкинская карта». По результатам анализа среди всех покупок по «Пушкинским картам» 41% составляют билеты в театры, 18% – в кинотеатры, по 16% – на выставки и концерты. Это значит, что театр сегодня сохраняет актуальность для молодёжи.

Стоимость билета на один выездной спектакль Театра-театра составляет 600 рублей. Педагоги могут организовать приезд труппы за один звонок.

Только в прошлом году артисты Театра-Театра побывали в Берёзовском и Кишертском муниципальном округе, Нытвенском городском округе, Гамово, Добрянке, Звёздном, Кондратово, Краснокамске, Кудымкаре, Куеде, Суксуне Чердыни.

Школьникам, посмотревшим выездной спектакль, вручают «Читательский дневничок». Фото: предоставила Юлия Федосеева

14 декабря артисты Театра-Театра привезли спектакль «Пиковая дама» в Орду. Постановку показали на сцене Ординского дома культуры. И если поначалу подростки с недоверием входили в зрительный зал, то после просмотра не могли сдержать эмоций.

- Нам очень понравился спектакль «Пиковая дама». Актёры играли профессионально и эмоционально. Эпизоды произведения выдержаны точно. Было очень интересно и захватывающе, — поделились ученицы 9а класса Ординской школы.

В рамках проекта «Театр – в школы» подростки из Пермского края могут увидеть спектакли:

  • «Гоголь. Город маленького человека» по мотивам повестей Н.В. Гоголя «Нос», «Портрет», «Шинель», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего»;
  • «Гоголь. Мёртвые души» по мотивам одноимённой поэмы Н.В. Гоголя;
  • «Гоголь. Вечера бэнд» по мотивам повестей Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»;
  • «Капитанская дочка» по мотивам одноимённой повести А.С. Пушкина;
  • «Пиковая дама» по мотивам одноимённой повести А.С. Пушкина;
  • «Белые ночи» по мотивам одноимённой повести Ф.М. Достоевского;
  • «Воскресение» по мотивам одноимённого романа Л.Н. Толстого; «Кентервильское привидение» по мотивам одноимённой сказки О. Уайльда.

Я б в актёры пошёл, пусть меня научат

Ещё один проект Театра-Театра «Школьная театральная сцена» получил поддержку из Фонда грантов губернатора Пермского края. Этот проект направлен на развитие театральных объединений школьников.

Исследование, проведенное в марте 2020 года Российским движением школьников (РДШ), стало отправной точкой для проекта «Школьная театральная сцена». В него включились 2816 педагогов и 6207 школьников по всей стране.

Результаты исследования показали, что более 80% опрошенных учащихся хотели бы заниматься в школьных театральных объединениях. Однако чаще всего в школьных театрах нет профессиональных наставников в области актёрского мастерства и режиссуры. Более того, не во всех территориях есть работники культуры, способные оказать методическую поддержку театральным кружкам.

В Пермском академическом Театре-Театре нашли эффективное решение проблемы. Действующие профессиональные артисты театра сняли цикл из 20 видеоуроков для школьников и педагогов. Из 15- 25-минутных роликов слушатели узнают об основах ораторского искусства, сценической речи, актерского мастерства и основ сценического движения, — рассказывает руководитель проекта Евгения Дорохова.

Больше, чем школа

Также режиссеры-наставники будут проводить увлекательные беседы о ключевых принципах успешных театральных постановок, различных жанрах в театральном искусстве, а также поделятся основными театральными приёмами, которые применяются в современных театрах. Они будут оказывать поддержку и помощь в анализе и обсуждении будущих постановок.

- К каждому видеоролику будет прикреплён текстовый файл, дублирующий содержание видеоурока. Кроме того, будет возможно созвониться с режиссёром по каждой конкретной постановке – как подойти к режиссуре, роли в школьном спектакле, — рассказывает руководитель проекта. – Все материалы в ближайшее время появятся в свободном доступе на портале «Эпос». Там же будут размещены уроки и методические рекомендации для педагогов, курирующих школьные театральные кружки. Что важно: после прохождения курса педагоги получат свидетельство о повышении квалификации. 

- На самом деле, проект не ограничивается рамками школьного возраста, – отмечает Евгения Александровна. — Главная его цель – научить ребят не бояться, побороть волнение, высказывать свою точку зрения и аргументировать её. Эти навыки пригодятся в дальнейшей жизни, например, при поступлении в вуз, при собеседовании на работу.

«В регионе действует большое количество НКО, являющихся лидерами в своих направлениях в масштабе всей страны, которые помогают людям в самых разных сферах: детям-инвалидам, многодетным, одиноким пенсионерам, развивают молодежные инициативы, — отмечал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. — Важно консолидировать все активные общественные силы, объединять ресурсы представителей всех категорий общества для развития региона и страны в целом», — подчеркнул глава региона. 

От этюда до спектакля

В конце марта в Ординской школе состоялся муниципальный фестиваль театрального творчества «Театральные подмостки» среди образовательных организаций Ординского округа. Одной из актуальных тем постановок стала тема семьи.

Всего в фестивале-конкурсе участвовало 10 театральных коллективов, чуть меньше 100 человек. Примечательно, что кроме юных артистов, в постановках были активно заняты педагоги и родители. Жюри, в составе заведующей досуговым сектором Ординского ДК Татьяны Пахтусовой, ведущего специалиста управления образования округа Татьяны Шутёмовой и ученицы 10 психолого-педагогического класса Ольги Южаниновой строго оценивало выступления артистов.

ПОБЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ»

7-10 лет

  • 1 место – театральная студия «Бамбино» Ординского детского сада на Ясной
  • 2 место – театральная студия «Радуга» Малоашапской школы
  • 3 место – коллектив Ординского детского сада на Зелёной

11-13 лет

  • 1 место – театральная студия «Лучики» Карьёвской школы
  • 2 место – театральная студия «Театр и жизнь» Ашапской школы, театральная студия «От этюда до спектакля», Шляпниковская школа
  • 3 место – театральная студия «Зеркало», Медянская школа

13-15 лет

  • 1 место – Диана Лапоногова, театральная студия «ЮВИАР» Ординской школы, коллектив Ашапской школы-интерната

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

83