Меню
12+

"Мой район"

07.12.2023 12:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Скульптор Кирилл Кривощёков выбрал путь, не традиционный для промысла резьбы по камню

Автор: Надежда Гарманова

Кирилл Кривощёков, активный участник международных конкурсов ювелирного и камнерезного искусства, международных конкурсов ледовой скульптуры и арт-ярмарок. Его работы отмечены призовыми местами. Фото: страница Кирилла Кривощёкова, ВК

Его работы резко отличаются от остальных по манере и стилистике. Очень давно, когда я читала сказы Павла Бажова, меня заинтересовало это выражение: «Из кистей выпал…». Естественно, с любопытством открыла толковый словарь и вот что узнала…

Обязательной деталью русского костюма был пояс. Его концы традиционно богато украшались гарусом (крученая цветная шерстяная или хлопчатобумажная нить) и бисером.

Выпасть из кистей означало быть особенным, не таким как все, выпасть из общей связки.

По манере и стилистике

Не случайно эта фраза из «Малахитовой шкатулки» вспомнилась, когда я познакомилась с работами Кирилла Кривощёкова.

Кирилл – младший представитель известной на Урале камнерезной династии. Его дед – знаменитый Степан Степанович Кривощёков преподавал в Кунгурском художественном училище, бабушка, отец посвятили себя камню, мама – иконописец. Творческие корни глубокие.

Но дело в том, что Кирилл выбрал особый путь, не традиционный для промысла резьбы по камню.

На выставках его работы резко отличаются от остальных по манере и стилистике, они привлекают, завораживают и даже озадачивают. Но это только сначала. Потом при круговом обзоре начинаем любоваться гибкостью линий и эффектом изменения формы при разном освещении.

Средства изображения скупые, ёмкие, но предельно выразительные. В лаконичных и обобщенных формах угадываются знакомые образы то звериного стиля, то анималистической пластики уральского камня.

Камень с металлом

Как все выпускники Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И. Глазунова, Кирилл получил классическое образование, что не могло не отразиться на его творчестве. Знакомство с мировым художественным наследием, в частности, творчеством Генри Мура и авангардистов начала 20-го века, как бы наслоилось на традиционное искусство Прикамья.

Его произведения находятся где-то на грани между декоративным искусством и скульптурой, смещаясь то в одну, то в другую сторону.

Художник работает со многими материалами: камнем, деревом, металлом, бетоном, зимой — снегом и льдом. Но главная любовь – камень: ангидрит, талькохлорит, известняк, мрамор. И тут Кирилл творит сочетая камень с металлом, деревом и даже мехом.

По итогам конкурса «Золотые руки Прикамья», где он стал финалистом, художник получил возможность представить персональную выставку в галерее «Пермский период». Ещё одна персональная выставка состоялась в пермской «Арт- резиденции». Для молодого художника показать своё искусство в стенах столь престижных культурных центрах – большой успех.

Всё начинается с почеркушки

Работа Кирилла Кривощёкова «Медведь» стала одним из брендов Пермского края. Выполненная из талькохлорита в строгих, почти геометрических формах, она явно отсылает зрителя к изображениям на бронзовых бляшках звериного стиля. Переработанный в объем известный рельеф даже в небольшом размере выглядит монументально.

Не случайно эта композиция уже в ажурном исполнении из металла, высотою почти четыре метра, была воссоздана на Крестовой горе близ Губахи, где проходят ежегодные этнофестивали.

Другая работа — «Три», получившая признание, создана тоже под влиянием звериного стиля, где можно увидеть и стилизованные «личины», и трехглавых птиц.

А вот в таких произведениях, как «Ящер» и «Королёнок», анималистический мотив только угадывается. Зритель словно включается в процесс создания образа, додумывает его, дофантазирует.

Скульптура «Космос» и «Бесконечное мягкое» — это вообще объекты, доведенные до уровня символа. Очень символична и скульптура «Голубь мира». Изображение птицы в виде стилизованной бомбы — это словно раздумье о будущем мира, стоящего на краю гибели, предупреждение человечеству.

- Мне нравятся абстрактные формы, – говорит Кирилл. — Всё начинается с почеркушки в виде пятна, потом она приобретает объём, начинает жить в пространстве. Её надо разгадывать как ребус. Художник, превращающий камень в скульптуру, должен не просто «отсечь всё лишнее», а увидеть скрытую в материале, жаждущую освобождения форму – именно она подскажет скульптору что важно, а что нет.

Из книги отзывов посетителей персональной выставки К. Кривощёкова

» «хочется сказать огромное спасибо Кириллу за позитивный взгляд на мир! Скульптура вызывает невольную улыбку и восхищение чистотой линии».

» «Привлекает острота форм, цвета, юмор, смесь лаконичного и причудливого».

» «Особая благодарность Кириллу Кривощёкову за скульптуру «Голубь мира». Тронула до глубины души».

Бык-наковальня.
Голубь мира.
Короленок.
Бесконечное мягкое.
Гвоздика.
Голова.
Космос.
Крестовая гора.
Лось.
Медведь.
Моль.
Три.
Ящер.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

9