Меню
12+

"Мой район"

25.08.2023 16:27 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вселенная в капле стекла. Анна Черных создаёт из стекла и металла невероятной красоты украшения

Автор: Наталья Шейфер

Анна Черных: «Я родилась в семье ювелиров, поэтому моё будущее было предопределено». Фото: Наталья Шейфер

Иногда жизнь дарит удивительные встречи с необыкновенными людьми, после которых ходишь под впечатлением несколько дней, а потом вспоминаешь всю жизнь.

И благодаришь, что вот каким-то чудом твои дороги пересеклись на пару часов, но они душу перевернут и заставят верить в то, что каждый из нас уникален и талантлив, только надо разглядеть в себе этот талант. Удаётся далеко не каждому.

Хотелось творить

Кунгурячка Анна Черных всегда знала, что божьими дарами наполнена доверху. И постоянно искала себя в невообразимо огромном ворохе талантов. С детства. И малыми шажками, выбирая пути, иногда не те, добиралась до нынешней себя.

- После окончания 9 класса я стала вольным слушателем в нашем художественном колледже на отделении финифти.

Мы сидим с ней на кухне дома, в котором вместе с его неординарными обитателями живёт сказка. Здесь горой на столе высятся какие-то очень нужные творческим людям вещи, с потолка свисают гирлянды переплетённых ветвей и корней, а стены украшены панно во всевозможных стилях и техниках.

Анна разливает травяной чай в необыкновенные керамические кружки (как потом выясняется — подарок известного керамиста Натальи Головкиной) и рассказывает о себе.

- Я родилась в семье ювелиров, поэтому, моё будущее было предопределено. Папа — Гали Хазивалиевич Ишмаев в 30 лет круто изменил свою жизнь, приехав из Башкирии в Кунгур учиться ювелирному искусству. И хотел, чтобы мы с братом продолжили его дело. Его поддержала и мама Лидия Михайловна. Я с детства помогала родителям в мастерской, а в 14 лет рисовала эскизы для филиграни и участвовала в создании коллекции украшений.

- Меня бросало в разные стороны, я фонтанировала идеями и была совершенно недисциплинированной особой, — продолжает рассказ моя собеседница. — Теперь я понимаю, почему меня отчислили из колледжа. Постоянные опоздания на занятия, интерес проявляла только к лекциям по истории искусств Надежды Степановны Гармановой, на которых слушала, развесив уши. На остальных мне было скучно. Хотелось творить, причём ярко и безудержно, а в колледже определённые рамки и требования.

Вдруг открылась вселенная

Так завершился один из этапов её сложного пути. А вскоре последовали другие. Российская академия живописи, ваяния и зодчества (наш уральский филиал в Перми) и архитектурно-художественный университет в Екатеринбурге.

Живопись, графика, пастель, рисование алкогольными чернилами, флюит — арт, горячая эмаль. Всё это отдельные тропинки большого пути. Каждая из них научила новому, добавила опыта и отпустила осваивать неизведанное.

Пройдя по каждой, Анна однажды поняла, чем больше всего ей хочется заниматься.

- Я училась в университете и работала на заводе «Ринго» в Екатеринбурге художником-эмальером, когда познакомилась с Ириной Сергеевой — известным дизайнером, стеклодувом из Санкт-Петербурга. Именно она привезла в нашу страну такой вид творчества как лэмпворк (художественная обработка стекла), в том виде, в каком он существует сейчас. Она показала мне, как работать со стеклом и подарила стеклянную бусину. И я пропала. Передо мной вдруг открылась целая вселенная.

Стекло подарило свободу

Анна купила несколько стеклянных палочек и, сжимая в ладони подаренную бусину, уехала в Кунгур, в свою мастерскую. Словно одержимая, склонившись над пламенем газовой горелки, она расплавляла цветное стекло, накручивая его на специальную спицу (мандрель), и превращала его в удивительной красоты украшение.

- Первое моё колье Ирина продала за 2400 рублей. В то время это была очень существенная сумма, — продолжает свой рассказ Анна. — Стекло подарило мне настоящую свободу творчества. Я бросила академию и с ребенком и мужем вернулась в Кунгур. Мы вплотную занялись выпуском фурнитуры из бронзы и латуни — к тому времени они стали очень популярными, и украшений из цветного стекла. И оказались, что называется, на гребне волны.

Космические миры

Уже около 15 лет Анна увлечена этим видом творчества, которое доставляет ей массу удовольствия. Фурнитура из латуни и бронзы — швензы, пуссеты, булавки, замочки, слайдеры, основы для колец, брошей, ожерелий — оригинальной и необычной формы. Такие же украшения из стекла.

Мастерица редко делает два одинаковых, даже если хочется. Всё равно они отличаются. Стекло при плавке даёт совершенно уникальный и неповторимый рисунок и цвет. Влияет на конечный результат даже настроение.

В мастерской Анны сейчас ремонт, механизмы отключены и посмотреть процесс создания хотя бы крошечного украшения, к большому сожалению, не удалось. Но Анна подробно рассказала и показала уже готовый продукт.

Стеклянные бусины и вставки для брошей, действительно, космос. В прозрачной глубине таится потрясающий мир космических вихрей и морских глубин. Повернёшь одним боком — видится оперение сказочной птицы, повернёшь другим — расцветает необыкновенной красоты цветок.

И сделать это не так просто. Нужно иметь газовую горелку, стеклянные палочки разных расцветок (чем больше, тем лучше), металл — в виде капелек он используется для вкраплений и, разумеется, отточенные навыки, опыт и чувство стиля. А потом еще много часов кропотливого труда с фурнитурой. Так рождаются красивейшие броши, серьги, браслеты, колье.

Америка и Европа

Опыта Анне уже не занимать. Научилась всему. В том числе преодолевать всякого рода неожиданности. Пережив трагическую гибель отца, потерю имущества в девяностые, она научилась противостоять ударам судьбы и искать пути решения проблем.

Пандемия дала возможность открыть в себе способности к преподаванию. Когда нельзя было никуда выезжать с товаром, она создала онлайн школу, которая позволила остаться на плаву. Обучение в её школе прошли 250 учеников, некоторые из них стали мастерами.

- Санкции серьёзно повлияли на нашу работу. До них мы свободно посещали выставки-продажи в Америке и Европе. В год по три-четыре выставки в Аризоне, Филадельфии, а также Германии, Болгарии и других странах. Сейчас лишены этой возможности, поэтому с мужем Вячеславом ищем новые рынки сбыта, развиваем сайт. Это тоже необходимый опыт, — рассказывает Анна.

Щедрые ценители

Зарубежные выставки позволяли семье безбедно жить. Встречи и знакомства с тамошними мастерами придавали сил. Похвала американских ценителей прекрасного дарила вдохновение.

- Американские покупатели на удивление щедры, — делится впечатлениями моя героиня. — Они знают тонкости производства рукотворных вещей и поэтому никогда не просят скидку и не торгуются. Неоднократно бывало так, что мне давали в два или три раза больше, чем я просила, говоря при этом: «Это не сто́ит сто долларов, что вы просите. Это сто́ит 300 долларов».

- Причём у них сообщества всяких ремесленников часто проводят всевозможные мастер-классы. Снимают отель на несколько дней, приглашают мастеров, проводят занятия, по окончании — выставка. Люди общаются, передают друг другу опыт, продают свои творения. Всё в дружелюбной и очень тёплой обстановке.

По примеру американских друзей Анна в онлайн школе тоже организовывала конкурс-выставку творческих работ своих учеников. Получилось совсем неплохо. Некоторые поразили учителя неудержимым полётом фантазии.

- И это при том, что все они — не профессионалы, — восхищается Анна. В моей школе учились бухгалтеры, врачи, адвокат и прокурор. Обычные люди разных профессий, но в каждом, как оказалось, есть свой дар.

Время покажет

Анна показала свой удивительный дом и творческую мастерскую, которая, кстати, находится в пристрое дома, который поставил ещё её дедушка Михаил Скороходов. С супругом они мечтают расширить пространство, чтобы появилось место для библиотеки, комнаты для мастер-классов, небольшого магазина. И обязательно сохранить старинную часть дома в первозданном виде.

Творческий потенциал самой Анны огромен. Её рукам подвластны не только стекло и металл, но и дерево, ткань, пряжа.

- Никому никогда не доказать, что авторская фурнитура — это тоже вид искусства, — сетует она. — Поэтому эти вещи ценятся невысоко. Но свернуть на другой путь я не могу, это, если хотите, моя вселенная. Творить, творить и ещё раз творить. Время покажет, что делать дальше.

Анна не привыкла унывать. На днях она уже съездила на симпозиум по огненной скульптуре. И это тоже бескрайний и неповторимый мир, в котором заключены свои горизонты. Быть может, они откроют Анне свои тайны и покажут новые пути.

Фото: Наталья Шейфер; страница Анны Черных, ВК

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

106