В гостях у хозяина Железной горы. Выставка в Кунгурском музее отсылает нас к знаменитым сказам Павла Бажова
То, что местом экспозиции выбран Кунгурский краеведческий музей — самое старинное здание города — тоже не случайно. Древние арочные своды с железными тягами необыкновенно гармонируют с представленными работами.
С клеймом уральских заводов
Их автор — пермяк Олег Филимонов – фигура неоднозначная. Он непрофессиональный художник, но и не новичок в искусстве. Олег — мастер особого направления в скульптуре, если то, что он делает, можно назвать скульптурой в полном смысле этого слова.
Свои произведения художник составляет из кусков металла, который уже вроде бы отслужил своё. На развалинах старых домов, на «заброшках», бывших заводах и на металлорынках находит мастер обломки железа и чугуна, которые потом становятся частью необычных творений.
Металл Олег использует не всякий, он обязательно должен быть историческим, из старинных построек. На некоторых деталях видны даже клейма старых уральских заводов и железных дорог. В этом принципиальный подход автора. Его задача не просто составить образ из металлических конструкций, а сохранить их историческую ценность.
Например, в панно «Старый соболь» можно увидеть это старинное клеймо, придуманное когда-то основателем демидовской династии уральских заводчиков Никитой Антюфеевичем.
Спасает остатки культуры
В отличие от других художников, работающих с «вторичным» металлом, Олег проявляет себя как краевед-историк, спасающий остатки старой уральской горнозаводской культуры. То, что могло остаться только куском железа, в его руках превращается не просто в произведение искусства, а в исторический артефакт.
Работы Олег не сваривает, а все части крепит на болты и проволоку. К каждому произведению делает схему, где указывает место каждой детали и описывается её история. Так что в любой момент она может стать совершенно самостоятельным музейным экспонатом.
«Заболел» металлом
Олег Филимонов родился в Перми. Ещё в школе заинтересовался историей и археологией, изучал звериный стиль. В итоге это детское увлечение из хобби превратилось в смысл жизни и творчества, заставило углубиться в историю Урала, даже писать статьи по краеведению.
А пятнадцать лет назад Олег «заболел» металлом. Просто увидел в доме знакомого кузнеца кованые изделия и, как говорится, нашёл себя.
В дело идут в основном железо и чугун. Металл художник берет не всякий, нужна определенная степень сохранности. Предпочтение отдается строительному металлу. Бытовые предметы: скобы, замки, засовы, гвозди — используются только тогда, когда это необходимо для выразительности образа. Исключение составляют разве что подковы.
Собрал однажды художник коллекцию жетонов-пропусков на старые уральские заводы, почти сотню, и подарил её Пермской государственной галерее.
И юмора достаточная доля
До сих пор свои работы автор представлял только в Перми. Впервые за пределы города он решился выйти со своими творениями именно в Кунгур.
- Красивый город. Притягивает своей архитектурой и историей. Здесь всегда любили и ценили металл. В таком месте должны проявить интерес к тому, что я делаю.
В 2017 году у художника появилась своя мастерская. Это дало возможность создавать достаточно крупные работы, такие, как его знаменитый «Мамонт». У Олега есть несколько версий этой темы, навеянной пермскими древностями.
Историей продиктованы и такие работы, как «Хозяин Железной горы», «Огнепоклонники». С определенной долей юмора созданы композиции «Кошачий хор», «Дедушкин портрет», «Домовой».
Поскольку выставка планируется до конца февраля, художник привёз в Кунгур коллекцию своих «новогодних ёлок» из металла.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.