Меню
12+

"Мой район"

21.03.2024 16:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Искусство керамики она постигала «вприглядку»

Автор: Надежда Гарманова, фото автора

Керамист Светлана Коновалова. Фото: предоставила Светлана Коновалова

В Кунгурском музее работает выставка «Фарфоровые истории» керамиста Светланы Коноваловой. Она родилась и работала в Орде.

Не первый год галерея «Пермский период» проводит конкурс «Золотые руки «Прикамья» и организует выставку финалистов. Именно здесь на выставке «Золотые руки Прикамья 2022» состоялся «выход в свет» замечательного мастера-керамиста Светланы Коноваловой, где она стала несомненным фаворитом и одержала победу в номинации «Народный выбор».

Далеко не дебют

На суд народного жюри было представлено несколько её работ, которые сразу покорили зрителей. Очаровательные фарфоровые композиции не могли никого оставить равнодушным. Своеобразный стиль исполнения говорил о том, что у художника есть своё «лицо», своё авторское кредо. Качество исполнения свидетельствовало о высоком мастерстве и опыте.

Но это был далеко не дебют. Путь в искусство начался задолго до конкурса.

Светлана родилась в селе Орде Пермского края в дружной и любящей семье. Мама работала в детском саду и была, что называется, «на все руки мастер». Папа – хозяйственный и домовитый, тоже много умел.

С детства Света любила рисовать, шить, вышивать, делать игрушки. В школе тягу к творчеству поддержала любимая учительница Алевтина Федоровна Меньшикова.

Потом были швейные курсы при местном Доме быта «Новинка», и даже возникло желание стать модельером. А дальше два года в Пермском училище № 80, где Светлана училась на оформителя-декоратора и работала в Ординском музее художником.

Опыт накоплен большой и разнообразный, а желание двигаться дальше с годами только росло.

Работа художником на предприятии фарфоровых изделий, куда Светлана устроилась, переехав в Пермь, укрепила в мысли: выбор сделан правильный.

Роспись фарфоровой посуды, изготовление изразцов и рельефных панно с цветами и фруктами стали любимым занятием.

Камины, выполненные руками Светланы, с изразцами и рельефными вставками, стали украшением многих интерьеров частных домов, общественных зданий и даже женского монастыря.

Разбирала розу по лепесткам

«Русский» стиль, рождавшийся в этих работах, постепенно привел мастера к особому взгляду на керамику и её возможности. Какая-то невероятная интуиция заставила оторваться от привычных форм и стандартов, найти свои собственные выразительные средства.

И это при том, что у художницы нет специального образования. Искусство керамики она постигала «вприглядку». Училась у коллег по заводу, много читала.

- Есть известные керамисты, например, художница из Чили Ливия Марин. Очень интересно было бы поучиться секретам её уникальных приемов работ, — говорит мастер.

- Когда начала лепить объемные вещи, не хватало знаний по пластике, анатомии, технологии. Училась исключительно методом проб и ошибок, — рассказывает Светлана Коновалова. — Разбирала цветы роз и лилий, чтобы понять форму лепестков. Когда лепила ствол и фактуру березы, много делала фотографий старых деревьев в парке. Чтобы лепить попугаев и дятла, ловила курицу и изучала по ней, как устроены и крепятся ноги, крылья, форму головы. Стоя на автобусной остановке, наблюдала за голубями, запоминала пластику движения, разнообразное строение и расположение перьев.

Свободный художник

Хотя мастер сетует на отсутствие высшего образования, возможно, именно это уберегло её от излишнего «академизма» и стороннего влияния, не дало потеряться «народности» в творчестве.

Её произведения сродни изделиям из Кузнецовского фаянса 18 века, в которых реалистический подход соседствует с ёмкостью образа. Эта традиция, к сожалению, была утрачена уже к концу 19-го века. И вот она словно заново родилась в работах Светланы Коноваловой, но уже в новом качестве, новой технике и другом материале. Художник работает только с фарфором, а это уже другая, более сложная, технология и приемы лепки.

Сейчас мастерица – «свободный художник». У неё нет необходимости делать керамику на поток. Каждая вещь, выходящая из её рук, это уникальное, неповторимое изделие — единственное в своем роде. Свобода творчества только увеличила потенциал автора, дала широкое поле для эксперимента. Появилась возможность показать свои работы широкому зрителю. На международном конкурсе-выставке «Весна вдохновенная» (г. Тобольск) её ваза «Букет роз» получила диплом победителя и ещё семь работ – звание и диплом лауреата I степени. 

Персональная выставка «Фарфоровые истории» была показана в Орде, Уинском и Кунгуре, где произведения мастерицы были приняты с неподдельным интересом и восторгом. 

Люблю птиц, у меня их много

Победа в конкурсе «Золотые руки Прикамья» только закрепила этот успех. О каждой из своих работ Светлана может рассказать целую историю.

- Самое простое для меня было панно «Филин». Но это ещё и настенная ваза для декоративных веток. Увидела фото филина в своем любимом журнале «National Geographik». Потом лепила виноград. Получилась большая, длинная лоза. Захотелось слепить гнёздышко, а ещё птичек. Каких? Конечно, воробьёв! Очень их люблю. Вообще птиц. У меня их много.

И действительно, когда рассматриваешь панно Светланы, такие как «Дятел», «Поползни», «Воробьи в винограднике», понимаешь, что это не бездушный реализм и подражание, а глубокое уважение к природе и её красоте. То же самое можно сказать о её композициях из фруктов, ягод и грибов. То, что в быту обычно не замечаешь, в фарфоре вдруг заставляет собой любоваться, удивляет, вызывает восторг.

Особенно полюбилисьзрителю очаровательные гномики. Но это не та «штамповка», которую можно увидеть в садовых магазинах, а нечто совершенно особенное. Персонажи, выполненные Светланой, затейливы, наполнены милыми деталями и чувством юмора. Каждый гномик – это личность со своей историей и характером.

То же самое можно сказать о её серии работ «Снеговики». Каждая композиция – это отдельный рассказ. Может, поэтому выставка Светланы Коноваловой так и называется «Фарфоровые истории».

22 марта в Доме художника в Перми открывается выставка натюрморта «Нетихая жизнь». Будет представлена и работа Светланы Коноваловой «Гранаты».

«ЗОЛОТЫЕ РУКИ ПРИКАМЬЯ»

Конкурс объединяет керамистов и камнерезов Пермского края и тех, кто когда-то начинал в регионе свой творческий путь. Идея проекта принадлежит создателю галереи Анатолию Алексеевичу Саклакову. Благодаря его сподвижнической деятельности известные мастера показывают свои новые работы, а молодые художники-прикладники получают возможность заявить о себе, в искусстве открываются новые имена.

Дятел.
Ёжики.
Розы в вазе.
Снеговичок.
Филин.
Воробьи в винограднике.
Гномик.
Гранаты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

141