Меню
12+

"Мой район"

19.04.2024 15:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Главного медведя я еще не сделал. Он точно будет!». Мастер Николай Карелов придумал авторскую технику – спилопластику

Автор: Надежда Гарманова

Мастер Николай Карелов. Все фото: из личного архива Николая Карелова.

Один мудрый мастер сказал: ремесло – это умение хорошо делать свою работу, а призвание…. Призвание – это умение хорошо делать свою работу, вкладывая в нее душу и получая от этого удовольствие.

Смотришь на произведения Николая Карелова и понимаешь – мастер нашел свое призвание. Выставка его работ «Прекрасное рядом» открылась в Кунгурском художественном музее.

Мальчишка взялся за карандаш

Николай родился в Удмуртии в маленькой деревне Виняшурбия на реке Кельмезь. С детства его окружала суровая, почти не тронутая цивилизацией, прекрасная природа. Она, собственно, и разбудила в маленьком Коле художника. Отец любил рисовать, точнее, срисовывал картинки из книг. Вслед за ним и мальчишка взялся за карандаш.

Школу Николай окончил в селе Сюмси, потом была армия. Вернулся уже в Горнозаводск, куда переехали родители. Это решило дальнейшую судьбу будущего художника. Его двоюродная сестра училась в Кунгурском художественном училище, она и уговорила Николая попробовать туда поступить.

Никакой подготовки не было, только горячее желание, чутье и умение видеть красоту во всем. И получилось. Сам не ожидал, поэтому был счастлив.

В те годы камнерезное отделение в «художке» было ведущим. Это был «золотой век» училища. Всесоюзная слава, сильный преподавательский состав, конкурс как в хороший вуз. В училище поступали ребята со всей страны.

Камнерезы работают с любым материалом

Годы учебы художник вспоминает с удовольствием. На всю жизнь он сохранил чувство благодарности своим учителям – В.П. Карманову, С.С. Кривощёкову, И.Т. Клеймёнову.

Курс был сильный, его выпускники стали гордостью края. Евгений Мельков – самобытный керамист, мастер шаржа; Юрий Урсегов – талантливый камнерез, доныне работающий в Красном Ясыле; Зинаида Калина – возродившая в Усолье искусство уральского изразца; Вячеслав Ахидов – мастер керамической миниатюры.

Удивительно, что все они, как и Николай, учились на отделении резьбы по камню, но подготовка была настолько универсальная, что знаний и умений хватало для работы с любым материалом.

Вот и Николай легко и быстро освоил приемы работы с глиной, железобетоном, льдом, снегом. Но особая любовь – это дерево.

- Дерево – материал благодарный, теплый, — говорит мастер. — Есть в нем что-то «материнское». Каждая извилина – это рождающаяся жизнь, каждый сучок – это след появившейся когда-то веточки. Главное – увидеть эту красоту, обыграть в работе, включить в композицию.

Богатый жизненный и творческий опыт дала мастеру работа на заводе «Беломорские узоры» в Архангельске, на Кунгурском заводе художественных изделий, в кукольном театре в Железногорске, оформительская работа в Сарапуле.

Для художника ничто не случайно. Все откладывается в своеобразную творческую кладовую, из которой в нужное время извлекаются сюжеты, впечатления, образы, художественные приемы.

Сейчас Николай Карелов живет в Лысьве, работает в своем доме, в своей мастерской. Есть свобода творчества, доступный материал и, главное, — множество идей и планов.

«Торкнуло»

В 2010 году Николаю было присвоено звание «Народный мастер Пермского края». Он не просто освоил традиционные приемы резьбы по дереву, а еще придумал собственную авторскую технику, которую назвал – спилопластика.

- Откуда взялась эта идея? Помню, в детстве, перед фильмом в кинотеатре, всегда показывали мультики. Запомнился один. Там медведь сделал тележку, а колеса к ней были из спилов дерева. Разными по размеру. Тележка развалилась, и колеса катились с горы… Этот образ колеса долго жил в памяти. А потом, что называется, торкнуло… В итоге выразилось в моей скульптуре. Сейчас любимое занятие – делать работы из «кругляшей» разного диаметра и размера.

Главные герои произведений Николая Карелова – животные и птицы. Лошади, кабаны, олени, совы. Особая любовь – медведь. Есть в нем и сила, и пластика, и какая-то фактурность, и обаяние. А еще мастер добавляет нотку юмора. Персонажи, созданные Николаем, всегда притягивают, удивляют и заставляют улыбнуться.

- Но своего главного медведя я еще не сделал. Он еще будет! Точно будет!

Есть у художника любимые произведения, которые он считает творческой удачей. «Россия» — лежащий медведь, могучий и спокойный, не обращающий внимания на стаю тявкающих волков и вороньё. «Вставай, Россия» — снова медведь, вставший на задние лапы, рассерженный, грозный. «Цивилизация» — причудливо изогнутое дерево, словно замкнутое в куб, центром которого является яблоко как символ познания добра и зла.

Медведь на крыше

Еще одна авторская находка Николая Карелова – изображение на деревянной поверхности с помощью выскабливания верхнего слоя. Своеобразная «графика», которая выполняется механической шкуркой и наждачной бумагой. Забор, ворота, стены дома художника украшены изображениями животных и птиц, созданные в этой технике.

Недавно мастер прославился на весь край своими снежными скульптурами. Нет, это не те, что украшают ледовые городки на площадях под Новый год… Это сугробы, которые зима намела на крышах домов и у заборов. Фантазия художника увидела в них и змею, и птицу, и медведя. Интернет был переполнен фотографиями этих уникальных творений.

Родной город

Работы Николая демонстрировались на персональных выставках в Лысьве, Чусовом, Горнозаводске. Знакомы с его творчеством жители Перми. Композициями из спилопластики было украшено фойе форума «Арт-Пермь» и Дома народного творчества «Губерния». Теперь с мастером познакомился и Кунгур.

«Показать себя» в Кунгуре Николая Карелову особенно важно.

- Город моей юности, вспоминаю его. Райское место. Здесь я впервые окунулся в творческую жизнь, понял, что надо расти, стал мастером и художником.

- Помню, когда только приехал и искал училище, в автобусе какой-то дедок рассказал мне историю про иностранца, который в старину ехал по Кунгуру целую ночь (видно дороги оставляли желать лучшего), а потом написал, что Кунгур – самый большой город России. Так вот для меня Кунгур – самый родной город, самый любимый.

- Очень надеюсь, что моя выставка понравится кунгурякам. Она – своеобразная дань благодарности месту, где началась моя творческая судьба.

НУЖНЫЙ АДРЕС. Кунгурский художественный музей: г. Кунгур, ул. Степана Разина, 39. Телефон: 8(34-271) 7-11-33 (доб. 5)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

15