Меню
12+

"Мой район"

23.08.2024 14:47 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Учиться надо у сильных. «Учись, расти, люби» - девиз мастера-профессионала Елены Юхновец

Автор: Светлана Перминова

В салоне Елены каждая мелочь устроена для комфорта и эстетического удовольствия клиентов. Самому мастеру редко приходится расслабиться в кресле. Фото: Светлана Перминова

Записываться на стрижку и/или окрашивание к Елене Юхновец нужно недели за три-четыре. Если уж совсем невтерпёж, мастер, тщательно изучив исписанный вдоль и поперёк пухлый ежедневник, может записать клиента.

Знала, чего хочет

Но только «своего», родного, который не удивится, что в салон придётся идти часиков в девять вечера. Процедура, соответственно, займёт часа два-два с половиной. Но клиент и этому рад безмерно. А сколько их, горемычных, звонит с мольбой принять…

Елена счастлива в профессии 12 лет. Однако ни в детстве, ни в юности парикмахером себя вовсе не видела. Врачом или космонавтом стать тоже, кстати, не мечтала.

- Я всегда хотела работать на себя. Не зависеть от кого-то. 11-й класс я заканчивала в вечерней школе и одновременно работала в продуктовом магазине. Вот тогда я окончательно поняла, что не хочу работать «на дядю», рассказывает мастер.

- В вечерней школе тогда работали курсы, можно было бесплатно отучиться на парикмахера, массажиста... Я пошла на курсы парикмахеров – и у меня неожиданно стало получаться. В то время эта профессия вовсе не была востребована. То есть научили, всё получается, классно стрижёшь, ножницы при этом никакие – ну, и всё на этом, — продолжает Елена. – Получила аттестат о среднем образовании, взяла ссуду и пошла торговать женской обувью.

Тогда Лена жила с мамой. Папа погиб, когда Лене было девять. Мама, воспитанная в советских традициях, не понимала стремления дочери к независимости и сильно переживала. Но Лена делом доказывала свою самостоятельность.

Товар закупала у оптовиков в Екатеринбурге. Держала точки на рынке в Кунгуре. Торговала и сама. Так прошло 10 лет.

За опытом

- В 2010-х в город стали заходить крупные сети. И я поняла, что рынок себя изжил, надо чем-то другим заниматься. А ты же начинаешь думать как: ты хочешь работать только на себя, чтобы твоя работа зависела только от тебя. И тут я вспомнила: я же когда-то была парикмахером. Нашла курсы, которые вела пермский профессионал, и пошла учиться, — вспоминает Елена.

- Тогда такой формат обучения только-только начал зарождаться. Нас училось пять или шесть человек. Я позвала с собой девчонку, Оксану, с которой мы вместе торговали на рынке. Так вдвоём и начинали работать. Мало отучиться. Если тебя никто не знает как мастера, где брать клиентов? Стригли прямо в палатке на рынке коллег, таких же торговцев. Потом подали объявление в газету, что как соцработники придём на дом и сделаем стрижку за 50 рублей. В основном звонили пенсионеры, инвалиды, кому сложно выбраться из дома. Мы даже по деревушкам ездили, — рассказывает мастер.

- Был случай, приходим мы с Оксаной по адресу. Сидит инвалид в коляске, рядом – сын, и оба настороженно нас изучают. И мы, две девицы, тоже с опаской на них смотрим. Я в тот момент понимаю, что мы боимся, как бы нам по голове не дали, и они нас боятся – вдруг мы какие-то мошенницы, — смеётся Лена.

А опыт начинающим парикмахерам был ох, как необходим.

- Надо научиться разбираться в структуре волос, набить руку. Наработав кое-какой опыт, мы на год сняли кабинет в «Сталагмите». При этом мы постоянно ездили в Пермь на обучение. На разное. Тогда уже стали приезжать спикеры из Москвы и Питера, — вспоминает Елена.

Самая лучшая реклама

- И вот тогда я поняла, что мне хочется какой-то школы, чтоб появилась техника. Школ существует множество. Я убеждена, что учиться всегда надо у сильнейших, — говорит мастер.

Найти сильных наставников получилось случайно. Коллега записалась на учёбу в Екатеринбурге в две разных школы. Лишь позже сообразила, что в голове у неё после пары двухдневных интенсивов образуется каша. Предложила один из курсов Елене. Та не стала раздумывать, несмотря на недешёвую стоимость. Так мастер вступила в сообщество профессионалов – московскую школу концептуальной стрижки «Demetrius».

Отработка техники окрашивания под руководством наставника. Фото: из личного архива Елены Юхновец

- На тот момент с младшей дочерью мне помогла свекровь, муж тоже поддержал. Первые три раза я ездила на учёбу в Екатеринбург, а потом уже стала летать в Москву, — рассказывает Елена.

Клиентуру мастер нарабатывала старым, проверенным способом – по сарафанному радио.

- Никакая реклама не работает. Вот когда ты делаешь хорошо, тогда и люди к тебе идут. Один случайно зашёл – понравилось. Он друзьям, знакомым рассказал. Детей привёл. Не сразу всё, конечно. Первые два-три года я приходила на работу и просто ждала, — вспоминает Елена.

- А не возникает брезгливости? Ведь как ни крути, это работа с человеческим телом, — спрашиваю.

- Да нееет, — удивляется Елена. Я наоборот получаю кайф. Не зря же нашу профессию называют одной из самых счастливых. Ты преображаешь человека. Он уходит от тебя обновлённым, радостным. Это очень заряжает.

- Но бывает и такое, что не понравится человеку. Такие как-то быстро отсеиваются. Это нормально, ну не созданы мы друг для друга. Как говорят: «Не мой человек», — смеётся мастер. – Обычно, кто ходит ко мне – ходят годами.

- А бывает, что ты посмотрела на человека и думаешь: «О, я бы его перестригла!»?

- Бывает. Между делом разглядываешь людей и отмечаешь: «Вот здесь я бы сделала по-другому». Но это приходит со временем. Нужно поработать лет пять.

Желание делиться

Елена Юхновец второй год работает технологом по колористике одного известного бренда. Неприбыльную и беспокойную должность она получила благодаря своей активности.

- Когда ты начинаешь много ездить учиться, глаза мозолишь беспрестанно, тебя, естественно, замечают, — хохочет Лена. – Эта профессия не про деньги. Это желание отдавать. Семинары у нас проходят так: я собираю группу парикмахеров, желающих перенять опыт колористики, провожу лекцию, а потом мы окрашиваем моделей. И когда у мастеров начинает получаться, они так благодарны. И эти вот ощущения уже из другой плоскости. И потом, когда у тебя самого знаний много, возникает потребность ими делиться. А не так, что пошёл, закрылся ото всех и работаешь себе тихонько.

Откровенно говоря, еженедельные выезды в территории – хлопотное занятие. В Лениной зоне обслуживания Кунгурский округ, Пермский район, Орда, Суксун. Да и у себя в салоне она зарабатывает за день куда больше, чем за проведённый семинар.

- Мне работа технологом нужна ещё и потому, что я и сама учусь. Я проходила обучение на технолога-колориста в Питере, сдавала экзамены. Это полезно в плане круга общения. На учёбе ты находишься среди сильнейших. Я придерживаюсь правила: лучше быть слабым среди сильных, чем крутым среди слабых, — смеётся мастер. – Мне нравится работать технологом – ты даёшь знания, но и тебе много приходит.

- Скажи, возможно ли научиться всему, что только можно сделать с волосами?

- Нет. Техник стрижек – огромное количество, так же, как и техник окрашивания. Единственное, можно сознательно заузиться на какой-то определённой стрижке. Каре, например. Отточить технику и быть суперпрофессионалом, но только в каре.

К вершинам нужен проводник

- Как ты считаешь, парикмахерское искусство – это дар или ремесло?

- Я долго размышляла об этом и всё-таки считаю, что ремесло. Научиться может каждый, но всегда есть звёзды. А они, в свою очередь, загораются, если есть наставник. То есть к вершинам нужен проводник. Ну, и людей нужно любить. Без этого никак. И развиваться постоянно.

- Будем говорить прямо: ты работаешь в провинциальном городке. Люди здесь в основной массе, что называется, без закидонов и супер-пупер заморочек. Потребности без изысков. Так ли необходимо развиваться здесь?

- Надо. Для себя же. Чтобы не было выгорания в профессии. Когда день за днём варишься в собственном соку, многие не выдерживают, уходят из профессии. Или начинают ещё на кого-то учиться, параллельно ещё чем-то заниматься. А надо-то просто съездить на учёбу. Пообщаться с успешными мастерами. Поучаствовать в конкурсе. Сейчас очень много конкурсов. Они дают эмоциональный заряд.

- Вот ты съездила на учёбу. Овладела какой-то новой техникой. есть у тебя возможность применить её, если пришёл клиент и говорит: «Сделайте мне «Боб-каре»?

- Конечно. Начинать надо не с того: что бы вы хотели? А с того, что спрашиваешь: «Где вам мешает? Что вам не нравится?». Это делается для того чтобы спустить человека с небес на землю. Мы же себя мысленно с новой стрижкой видим так: у нас густые волосы, хорошо лежат… А на самом деле волосы тонкие, редкие, и ту причёску, которую себе клиент вообразил, невозможно изобразить в принципе. Или, бывает, пальцем в картинку в журнале ткнули – такое хочу! А не получится такое на тех волосах, что имеются в наличии. Или не подойдёт к облику в целом, — рассказывает мастер.

- Как ты поступаешь, когда клиент требует определённую стрижку или цвет волос, а ты видишь, что ему это не пойдёт категорически?

- Приходим к компромиссу. Здесь самое главное – консультация. Почему клиенты уходят недовольными? Потому что мастер не выявил до конца потребность. Важно проговорить с клиентом все нюансы, не торопиться. И обязательно объяснить, почему ему не подойдёт что-то. Ну, и предложить альтернативу.

- Всё просто. Самое главное – любить свою профессию, быть коммуникабельным, любить людей, постоянно обучаться, — делится секретами мастерства Елена. — И когда у тебя начинают получаться классные работы, ты ловишь кайф от процесса. А не нервничаешь, что у тебя что-то не выходит. Некоторые парикмахеры в своих неудачах начинают оправдываться, мол, клиент плохой попался. А это не клиент плохой, а у парикмахера знаний не хватает. Парадокс в том, что на учёбу ездят в основном сильные мастера.

Главное оружие профессионала – улыбка, фен да щётка. Фото: Светлана Перминова

Про сервис и качество

- Вернусь к тому, что необходимо ездить на обучение. Там тебе расскажут всё, начиная тем, как правильно встретить клиента в первый раз. Поговорить и дружить уже, — улыбается Лена. – Мы работаем на сервис, на возвращаемость клиента. Я всегда на семинарах девочкам говорю: «Мы не конкуренты друг другу. Мы работаем, чтобы наши клиенты к нам возвращались». Элементарно спросить, как зовут человека, показать, где туалет, куда можно вещи положить, предложить чай-кофе. Часто бывает так: человек пришёл, его час простригли и даже имя не спросили. Захочет он возвращаться?

- Важно бывать в других салонах. Посмотреть, вникнуть, а как у них всё устроено? Какой у них сервис? Выйти из зоны комфорта, — продолжает Елена.

- Ты оперируешь понятиями из психологии. На курсах вас и этому учат?

- Это уже отдельные тренинги. Допустим, ты вырос как профессионал, у тебя всё получается, и тогда ты идёшь дальше. Тебя уже интересуют неявные, но важные аспекты: как правильно встретить клиента, о чём с ним разговаривать? Клиенты все разные – от пенсионера до госслужащего, и к каждому надо найти подход.

Позволить себе изменить жизнь к лучшему

- Знаю, что ты не стрижёшься в Кунгуре.

- Последние три года – нет. Ничего не хочу этим сказать, у нас в городе все мастера классные. Объясню, почему не стригусь здесь. Раньше я боялась поднимать цены. Потом задумалась: а почему? Потому что сама я качественных услуг не получала. А вот когда начала ходить на стрижку, которая в Москве стоит четыре тысячи, и увидела, что сама я стригу нисколько не хуже, тогда пришло понимание. И это не про то, что надо поднять цены. Это про уровень сервиса: где ты стрижёшь, чем стрижёшь, как сама выглядишь, — объясняет профессионал. — Опять же, начиная зарабатывать, ты можешь позволить себе обучение, а это уже выгодно клиенту – я могу предложить ему разные образы. Отсюда уже формируется определённый круг клиентов. С другой стороны, у меня есть постоянная клиентка. Ей 80 лет. Она ходит ко мне с тех пор, когда я только начинала. Сейчас цены выросли, и я понимаю, что для её пенсии мои услуги – существенная трата. Но она говорит: «Леночка, я с тобой до конца».

- Понимаешь, готовность к качественным услугам для меня – то же самое, что зайти в дорогой магазин и примерить понравившуюся вещь, — объясняет мастер. – Или сесть и прокатиться в дорогом автомобиле. Мы ведь боимся этого. Думаем: «Зачем? Я ведь никогда не смогу себе этого позволить». А надо всего лишь попробовать, прочувствовать, как это. И тогда появится силы и желание что-то изменить в своей жизни к лучшему.

- Когда любишь профессию, ты можешь на работе и по 12, и по 14 часов. Я трудоголик. Работать в таком режиме и постоянно расти мне помогает моя семья. — Я не домашняя совсем, не моё это – щи-борщи, — смеётся Елена. – Я на работе люблю. Спасибо свекрови Тамаре Анатольевне и мужу Саше, что понимают и поддерживают.

Обещали вернуться

К Лене и правда хочется возвращаться. Она долго шла к тому, чтобы работать в комфорте. В её распоряжении 30-метровое помещение. Косметический ремонт они с супругом делали сами, поэтому всё здесь по вкусу хозяйки. С современным парикмахерским оборудованием соседствуют картины и утончённые статуэтки. На полочках красуются рукодельные орхидеи – подарок клиентки.

К услугам посетителей салона натуральный кофе из кофемашины и сладости вприкуску. Постоянные клиенты без презентов к Лене не ходят. Мастер большую часть суток проводит на рабочем месте, поэтому со «своими» может и обед разделить.

Из личного. В каждый мой визит в салон Лена тщательно и творчески укладывает мою свежевыкрашенную шевелюру, любуется, поглядывая в зеркало, на творение рук своих. Питаю жалкую надежду, что немножечко и мной. Ласково называет меня именами мировых звёзд, на которых я в данный момент, по её мнению, похожа. Из последнего – Тина Тёрнер.

И Лена искренне расстраивается, когда я возвращаюсь через три недели с жалкой гулькой, заколотой дешманским крабиком из «Магнита». И в который раз творит на моей неблагодарной голове очередной шедевр. Наверное, надеется, что когда-нибудь чувство прекрасного победит мою неистребимую лень, и я начну ежеутренне укладывать волосы. Наивная. И — лучшая.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

19